Правосознание как проблема философии права

Сознание как высшая форма отражения общественного бытия придает целенаправленный характер человеческой деятельности, позволяет предвидеть ее результаты, планировать поведение в целях достижения поставленных задач. Поэтому изучение деятельности, отношений, поведения людей — это в то же время изучение уровня и состояния сознания.

В данной работе я исследую вопрос правосознания как проблема в философии права. Дело в том, что в последнее время многие учёные правоведы стали выделять правосознание в отдельную отрасль правовой науки. Объясняя это непреходящим значением феномена правосознания в системе форм общественного сознания и огромным влиянием его на правовую действительность. И именно поэтому я считаю эту тему актуальной в настоящее время. Исследования многих философов и юристов в этой области составили значительные труды.

Правосознание как проблема философии права

Это происходит потому, что элементы сознания диктуют формы и методы человеческого поведения, обусловливая нормы его регулирования.

Свобода как постулат может быть продиктована только уже сформировавшимися в обществе принципами. Право лишь фиксирует их в правосознании, закрепляя их в узаконенные государственной властью догматизированные правовые нормы.

Правосознание существует «до», «после» права и «параллельно» с ним, и является, во-первых, его источником, отражающим объективные потребности развития общества, во-вторых, одним из реальных механизмов его реализации, воплощения в жизнь, в-третьих, инструментом выработки критериев соответствия поведения нормам права.

Будучи в известном смысле непосредственным источником права, правосознание находит свое выражение в правовых актах, оказывает воздействие на сам процесс и результаты законотворчества.

Однако теоретический анализ требует более кропотливого к себе отношения в силу ряда обстоятельств.

Прежде всего, потому, что выявляемые разными авторами характеристики не всегда согласованы друг с другом, а значит, не дают сколько-нибудь общего представления об интересующем нас объекте как родовом, целостном образовании.

Также потому, что некоторые из них заведомо не являются присущими лишь правосознанию, а встречаются и в иных ситуациях, в результате чего специфика изучаемого объекта остается нераскрытой до конца.

И еще в силу того, что подавляющее большинство авторов, наделяя правосознание теми или иными свойствами, активно избегает четкого ответа на главный вопрос: какому именно индивиду, группе, массе, какому типу сознания приписываются соответствующие свойства?.

Последнее обстоятельство является самым важным, определяя все остальные аспекты анализа.

В том смысле, который вкладывают авторы в понятие теоретического правосознания, его следует отличать от правоведения, юриспруденции как специальной дисциплины, ориентированной на исключительно действующее право и его законоположения, в основном на нем и основывающейся.

Теоретическое правосознание задается вопросами о происхождении юридических установлений, об их смысле и назначении, о социальной целесообразности и правомочности регулировать и контролировать человеческую жизнь, ограничивать свободу индивида, об «оправдании» существующего права, о его «гуманности» и «справедливости», соответствии «исконным правам» человека. Эта область рассуждения о праве, когда она приобретает теоретически завершенный и систематический вид, называется также «философией права».

Правосознание как проблема философии права кратко

Важноimportant
Однако таких условий историей предоставлено не было, под угрозой оказалось право советского народа на самоопределение. Поэтому, объективно оценивая события 1928 — 1934 гг., необходимо будет указать на то, что ответственность за их последствия не может целиком возлагаться только на советское правительство.

В конце двадцатых годов в связи с мировым экономическим кризисом и, как его следствие, возрастанием военной опасности актуализировались задачи развития тяжелой индустрии с применением в качестве метода управления народным хозяйством принципа демократического централизма. Необходимость в квалифицированных кадрах выдвигала задачу повышения культурного и образовательного уровня населения.


Прежде всего именно эти задачи определяли необходимость их организационно-правового обеспечения.

Правосознание как проблема философии права реферат

Эта аксиома указывает на способ бытия права как отношения между людьми, причем отношения духовного, то есть предполагающего способность к чувству, разуму и воле. В аспекте отношения к другому человеку правовые смыслы проявляются в следующих установках правосознания: стремление к независимому достижению выгоды и благополучия, независтливость, сравнительно-состязательное понимание заслуг и успеха, неукоснительное соблюдение соглашений и договоров, признание приоритета справедливости перед состраданием и приоритета гражданской порядочности перед героико- патриотической, семейной и конфессиональной добродетелями и др. Правовые смыслы строятся вокруг единого понятия — автономии личности и представляют собой условие «возможности» права.

На нынешнем этапе общественного обновления данные установки оказываются не менее или не более важными, чем такие установки, как чуткость и милосердие.

Правосознание как проблема философии права шпаргалка

Вниманиеattention
Мамут трактует правовое сознание как результат отражения (мысленного воспроизведения) права в сознании людей (общества, классов, индивидов), воплощаемый в совокупности знаний и оценок как относительно самого права, так и опосредующих его социальных институтов (государства, законности, правопорядка и др.). Д. Гырдев понимает правовое сознание в качестве проявлений оценочно-регулятивной функции общественного сознания.

Г. Мукашев дает следующее определение: «правосознание — это многостороннее явление духовной жизни общества, пронизывающее все ее сферы и включающее в себя правовое обыденное и теоретическое сознание, мировоззрение и идеалы, самосознание и волю, степень уверенности в правовой защищенности и правовое творчество».


Г.С.

Правовое сознание как проблема философии права

Однако здесь нечетко проведено разграничение между обыденным правосознанием, эти изменения интуитивно чувствующим, научным правосознанием, которое эти изменения инициирует, обосновывает, анализирует, объясняет, мотивирует, и профессиональным правосознанием, которое эти изменения легитимизирует и способствует их реализации в правовом поведении.

Таким образом, правовое сознание отражает не только классовые, корпоративные начала, интересы, потребности, но и общечеловеческие. Причем последние должны быть приоритетны, ибо именно в них наиболее полно воплощаются гуманистические, нравственные аспекты права: справедливость, равенство, свобода, права человека. Приведем пример: каждый человек имеет определенные идеалы, образцы, образные модели идеального права и правоповедения.

От полноты и глубины правовых знаний, которыми располагает субъект, зависит степень точности производимой им оценки права.

Таким образом, познавательная и оценочная функции правосознания находятся в тесном единстве. Органически с ними связана и их дополняет регулятивная функция правосознания.

Посредством правосознания регулируются потребности, позиции, отношения и поведение людей в праве.

Для того чтобы быть восприимчивым к «духу права», необходимо владеть определенными качествами, овладеть установками правосознания. Должны быть, вопреки природным инстинктам, агрессии, лени, глупости, проложены тропы гласности, обсуждения, веротерпимости, формального законопорядка.

Реализующееся в правосознании познание права есть социально обусловленная, исторически развивающаяся коллективная (совместно-разделенная) познавательная деятельность.

Субъекты, познающие право, отличаются друг от друга социальными позициями и ролями, профессией и образованием,

Оценочная функция правосознания осуществляется, прежде всего, при помощи системы аксиологических категорий («благо», «добро», «польза», «выгода», «вред», «зло», а также «справедливо — несправедливо», «правомерно — неправомерно» и т. п.). Оценивающий субъект может позитивно или негативно воспринимать право как таковое (аспекты, части, формы) в зависимости от того, отвечают или противоречат требования и возможности, заключенные в праве, его положению,интересам и целям.Оценка права предполагает знания.

Аксиомы как универсальные очевидности правосознания акцентируют внимание на тех способах человеческого бытия, которые делают право возможным.

По Ильину, основными аксиомами правосознания выступают: закон духовного достоинства (самоутверждения), закон автономии (способности к самообязыванию и самоуправлению) и закон взаимного признания (взаимное уважение и доверие людей друг к другу). Он не ограничивается лишь феноменологическим описанием этих очевидностей правосознания, а заполняет его онтологическим обоснованием.

У большинства же современных герменевтиков (Гадамер и др.), постструктуралистов (Рикёр и др.) и постмодернистов (Делёз, Деррида) все внимание сосредоточено на отыскании смысла в текстах, в языке и речи. Вопрос о происхождении смысла и о его субъекте остается у них открытым.

И.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *